Добро пожаловать на сайт
МОУ «Красночикойская СОШ №2», ассоциированной школы ЮНЕСКО
Программа работы историко-краеведческого музея
МОУ «Красночикойская СОШ №2»
Пояснительная записка
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории и природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления, то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация произошедших и происходящих событий является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
Срок реализации программы — 3 года (2014-2017 учебный год).
Программа реализуется по следующим направлениям:
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
Такая работа позволит:
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
Планируется создание экспозиций «Интерьер избы семейских», «Бессмертный полк», «История школы», «Моя родословная», «Чикой – край заповедный».
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
Программа рассчитана на учащихся школы 11-16 лет, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея в школе должен быть сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
Этапы реализации программы
Первый этап — информационно-познавательный (2014-2015 гг.)
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.
Второй этап — операционно-деятельностный (2015–2016 гг.)
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный (2016–2017гг.)
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты программы
Программы курса «Школьный музей» (102 часа)
Тема 1. Теоретические занятия. Инструктажи.
Цели, задачи, участники музейного кружка. Школьный музей как организационно – методический центр изучения истории родного края.
Тема 2. Наследие в школьном музее
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Тема 3. Организация школьного музея
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Тема 4. Родной край в истории государства российского
Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Тема 5. Военная слава земляков
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 6. Моя семья и родной край
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории края
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 9. Учет и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Тема 10. Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 11. Экскурсионная работа в школьном музее
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Тема 12. Индивидуальные консультации по темам проектов.
Мы рады приветствовать Вас в виртуальном музее школы.
Сайт виртуального музея школы адресован всем, кому интересна история нашего образовательного учреждения.
Наша цель — собрать богатую историю школы в единый электронный блок, который бы позволил бывшим и сегодняшним ученикам, учителям, родителям увидеть, вспомнить, не забыть свою школу.
Мы считаем, нельзя жить сегодняшним днём, не оглядываясь на прошлое. Оно – основа всего. Нельзя в полной мере оценить достижения нынешней школы, не зная, какой путь она прошла к ним.
Если Вам дорога память о школе, присылайте фото, видео и другие материалы о выпускниках или учителях школы, о запомнившихся вам событиях, о своих достижения в жизни.
Давайте вместе писать историю нашей школы!
История образования школы
Люби и знай свой отчий край
Мы отстояли это
право жить
Фото-выставка работ учащихся